КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ЧЕХОСЛОВАКИИ И СОВЕТИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В 1945–1948 гг.

Штеллнер Ф., Ковалев М.В.

Аннотация

В представленной статье предпринята попытка проанализировать ранний этап советизации чехословацкой высшей экономической школы и экономической науки в период 1945–1948 гг. Хотя Коммунистическая партия Чехословакии еще не обрела в то время всей полноты власти, именно она оказывала решающее влияние на трансформацию образования и науки по советским образцам и примерам. Особое внимание в статье обращено на функционирование конкретных научно-образовательных институций в новых политических условиях. С одной стороны, обрисовывается деятельность прежних высших учебных заведений, например Чешского высшего технического училища и Карлова университета, с другой – делается акцент на создании образовательных институций нового типа. К таковым относилась Высшая политическая и социальная школа, открытая в октябре 1945 г. Чехословацкие коммунисты видели в ней важнейшую площадку для распространения своего идейного влияния. Большое место в статье отведено анализу профессорско-преподавательского состава. Было осмыслено положение носителей межвоенных традиций в преподавании и изучении экономики (Карел Энглиш, Йозеф Мацек). Также была проанализирована деятельность новых преподавателей, пользовавшихся покровительством Коммунистической партии (Ладислав Штолл, Феликс Олива). Хотя коммунисты влияли на высшее образование, у них не было достаточного числа сторонников, что- бы монополизировать преподавание экономики. Кроме того, на их пути встали демократические силы, пользующиеся значительной симпатией в преподавательских и студенческих кругах. Только после событий февраля 1948 г. коммунисты получили возможность коренным образом изменить всю систему высшего экономического образования, ориентируясь во многом на советские образцы и примеры.

Ключевые слова

Чехословакия; советизация; советско-чехословацкие связи; высшая школа; история экономической науки; Высшая политическая и социальная школа в Праге.

DOI: 10.31249/rsm/2022.03.11

Скачать текст статьи