АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Коровникова Н.А.

Аннотация

В статье рассматриваются аксиологические факторы регионального развития с точки зрения их влияния на обеспечение устойчивого роста, конкурентоспособности, безопасности и интеграции регионов России. Отмечается, что аксиологические факторы охватывают все составляющие ментального пространства региона, в том числе «региональный культурный капитал», «региональную культуру», «региональную идентичность» и «региональный бренд». Под «культурным капиталом» понимается совокупность морально- нравственных и духовно-культурных характеристик населения региона, сформированных в контексте «региональной культуры», которая отражает основы государственной региональной политики, определяет региональную систему ценностей, способы и характер жизнедеятельности конкретной территории. В свою очередь «региональная идентичность» представляет собой результат формирования самосознания регионального сообщества как самостоятельного и самобытного субъекта, с одной стороны, и как части целостной государственной системы – с другой. Воплощением идентификационных процессов на региональном уровне является «региональный бренд», который служит публичным индикатором культурного пространства региона, а также выполняет функции выражения и удовлетворения региональных интересов и ценностей. Показано, что аксиологические факторы могут быть реализованы в форме человекоориентированной парадигмы регионального развития, которая предполагает инклюзивные модели роста и высокие социально-экономические показатели региона. Обосновывается актуальность человекоориентированного подхода как в рамках современных теоретико-методологических исследований, так и при разработке нормативно-правовой базы регионального развития. В частности, основы человеко- ориентированной парадигмы отражены в Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 г., а также в Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 г.

Ключевые слова

региональное развитие; аксиологические факторы; культурный капитал региона; региональная культура; региональная идентичность; региональный бренд; человекоориентированная парадигма; Россия.

DOI: 10.31249/rsm/2019.03.09

Скачать текст статьи