«БОБРУЙСКОЕ ДЕЛО» И ПЬЕСА А.Н. АФИНОГЕНОВА «ЧУДАК»: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ СТАЛИНИЗМА И СОВЕТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

Юрганов А.Л.

Аннотация

В статье анализируется содержание текста пьесы и ее восприятие в одноименном спектакле «Чудак» драматурга А.Н. Афиногенова. Неоднозначная реакция со стороны театральной общественности была вызвана тем, что в пьесе положительным героем оказывается беспартийный специалист Борис Волгин, а крайне непривлекательными показаны представители партийно-профсоюзного актива фабрики, в которой происходят драматические события, связанные с антисемитизмом рабочих. Парадокс заключается в том, что после премьеры спектакля в качестве эксперта выступил один из главных идеологов партии большевиков, А. Солц. Он не нашел ничего ни в пьесе, ни в спектакле, что не отвечало бы проводи- мой «линии» партии в идеологической кампании по «самокритике». Претензии исходили от общественности, партия же большевиков не видела ничего предосудительного. Это особенно интересно, если учесть, что на театральных подмостках впервые речь шла об антисемитизме рабочих. Чтобы рискнуть ставить такие острые вопросы, надо быть уверенным, что подобные темы допускаются самой партией. Поиск источников идейных оснований пьесы приводит нас к речи В.М. Молотова на ноябрьском пленуме ЦК ВКП (б) 1928 г. В одном месте этой речи он объединил три темы, ставшие актуальными для драматурга Афиногенова: о беспартийных энтузиастах, о «чистке» партии и госаппарата и об антисемитизме рабочих в Белоруссии в так называемом «Бобруйском деле».

Ключевые слова

«Бобруйское дело»; антисемитизм; И.В. Сталин; драматург А.Н. Афиногенов; пьеса «Чудак»; Московский Художественный театр; В.М. Молотов; А.А. Сольц.

DOI: 10.31249/rsm/2023.02.10

Скачать текст статьи