ФЕЙКИ КАК УГРОЗА МЕДИАБЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ XXI в.

Неренц Д.В.

Аннотация

В условиях информационного шума, когда аудитория получает ежеминутно непрерывный поток информации из разных источников, становится практически невозможно отличить проверенные факты от намеренной лжи, которая направлена на манипулирование общественным мнением и настроением масс. Фейки как в СМИ, так и в социальных сетях становятся все менее заметными, умело маскируясь под журналистский контент: подобные материалы построены по всем канонам жанра (использование принципа «перевернутой пирамиды», структурные элементы) и с технической точки зрения являются «классическими» новостными сообщениями, однако по смысловому признаку содержат в себе недостоверную, порой субъективную, информацию, что приводит аудиторию к неправильным выводам и ложным представлениям о том или ином явлении действительности. Они способны вызывать панику, деструктивные настроения в обществе, намеренно вводят в заблуждение граждан для реализации собственных целей. Статья посвящена определению места фейка в современном медиапространстве, рассмотрению фейков как реальной информационной угрозы XXI в. В частности, приводится классификация современных фейков, изучены возможные цели со- здания подобного контента, выделены способы борьбы с фейковыми сообщениями на законодательном уровне и на уровне медиаобразования. Основными методами исследования стали метод описания, анализа контента, метод классификации, метод обобщения. Основным источником исследования стал Telegram-канал «Война с фейками», посвященный разоблачению ложных фактов в медиапространстве. Анализ публикаций данного канала позволил выделить самые распространенные виды фейковых сообщений, а также актуальные инструменты, используемые для создания такого контента.

Ключевые слова

фейк; СМИ; Telegram; медиаконтент; фейк-ньюс; медиапространство; медиабезопасность; медиаграмотность.

DOI: 10.31249/rsm/2023.03.07

Скачать текст статьи