ПОЛИТИКА КУЛЬТУРЫ В ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММАХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ФРГ 2021 г.

Юрин А.Н.

Аннотация

Тексты предвыборных программ представляют собой многообещающий источник для исследования политики культуры Германии. Целый ряд свойств этого источника позволяет исследовать дискурсивные формы и образы культуры, которые конструируются в широком спектре политических идеологий. В предвыборных программах отражаются и воспроизводятся многие устоявшиеся позиции, идеологемы, понятия, институциональные структуры и долгосрочные программы в области политики культуры. При этом состязательный характер выборов заставляет партии модифицировать свои тексты, адаптировать их, исходя из меняющихся социально-политических реалий, помещать в фокус рассмотрения но- вые темы и апеллировать к различным социальным группам. Особый интерес представляют свойства текста и дискурсивные практики, отраженные в нем, которые переопределяют базовые понятия, создают новые структурные и понятийные иерархии, что, в свою очередь, ведет к реструктуризации и трансформации политики культуры. Опираясь на методологию критического дискурс-анализа, в этой статье рассматриваются ключевые вопросы политики культуры в предвыборных программах крупнейших федеральных партий Германии 2021 г. Особое внимание уделяется множественным образам культуры и языковым средствам их конструирования. Компаративный анализ текстов позволил выделить основные полемические узлы, такие как «культура памяти», «экономизация культуры», «отношение к колониальному прошлому», «реституция культурных объектов» и другие, в обсуждении которых прослеживается борьба за содержание базовых понятий, включение и исключение различных социальных групп, и множественные дискурсивные стратегии описания прошлого.

Ключевые слова

Германия; политика культуры; предвыборные программы; политические партии; дискурс-анализ.

DOI: 10.31249/rsm/2023.04.07

Скачать текст статьи