Тексты предвыборных программ представляют собой многообещающий источник для исследования политики культуры Германии. Целый ряд свойств этого источника позволяет исследовать дискурсивные формы и образы культуры, которые конструируются в широком спектре политических идеологий. В предвыборных программах отражаются и воспроизводятся многие устоявшиеся позиции, идеологемы, понятия, институциональные структуры и долгосрочные программы в области политики культуры. При этом состязательный характер выборов заставляет партии модифицировать свои тексты, адаптировать их, исходя из меняющихся социально-политических реалий, помещать в фокус рассмотрения но- вые темы и апеллировать к различным социальным группам. Особый интерес представляют свойства текста и дискурсивные практики, отраженные в нем, которые переопределяют базовые понятия, создают новые структурные и понятийные иерархии, что, в свою очередь, ведет к реструктуризации и трансформации политики культуры. Опираясь на методологию критического дискурс-анализа, в этой статье рассматриваются ключевые вопросы политики культуры в предвыборных программах крупнейших федеральных партий Германии 2021 г. Особое внимание уделяется множественным образам культуры и языковым средствам их конструирования. Компаративный анализ текстов позволил выделить основные полемические узлы, такие как «культура памяти», «экономизация культуры», «отношение к колониальному прошлому», «реституция культурных объектов» и другие, в обсуждении которых прослеживается борьба за содержание базовых понятий, включение и исключение различных социальных групп, и множественные дискурсивные стратегии описания прошлого.
Германия; политика культуры; предвыборные программы; политические партии; дискурс-анализ.