БЫЛИ ЛИ КОЛОНИАЛЬНЫЕ ГОСТИНИЦЫ ФОРПОСТАМИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ? СВИДЕТЕЛЬСТВА РУССКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ ПО НИДЕРЛАНДСКОЙ ИНДИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА ХХ в.

Савицкий Е.Е.

Аннотация

Цель исследования – анализ концепции М. Пелегги, указывавшего на важную роль быстро развивавшейся в Южной и Восточной Азии после строительства Суэцкого канала туристической инфраструктуры, особенно гостиниц, для распространения современного европейского образа жизни, утверждения престижа имперской власти среди туземцев. В качестве источников используются записки русских путешественников, побывавших в конце XIX – начале ХХ в. в Нидерландской Индии, на о. Ява. Автор показал, что гостиницы в Батавии и Бейтензорге нельзя отнести к форпостам европейской культуры или колониальным «зонам комфорта». Все путешественники испытывали существенные неудобства, отношение к обстановке яванских гостиниц варьировалось от возмущения до снисходительности. Лишь одна гостиница из рассмотренных четырех предлагала европейскую кухню, ни в од- ной не было заслуживающих упоминания европейских развлечений. Посетители гостиниц ощущают свою европейскую идентичность не потому, что чувствуют себя там как дома, а наоборот, поскольку противопоставляют свой культурный опыт гостиничным условиям жизни. В то же время наблюдение за гостиничной жизнью позволяет некоторым гостям делать замечания, допускающие бóльшую, чем приня- то в России, телесную свободу, рациональность одежды, отказ от некоторых приличий. В источниках, однако, нет упоминаний о сексуальном или каком-то ином трансгрессивном опыте, связанном с гостиницами. Гостиницы не выступают и местом нарушения социальных или этнических границ. В целом, однако, гостиницы действительно оказываются культурно значимыми колониальными институциями, о которых более или менее подробно пишут все путешественники.

Ключевые слова

колониальная гостиница; Нидерландская Индия; Ява; Бата- вия; Бейтензорг; русские путешественники; имперские идентичности.

DOI: 10.31249/rsm/2020.04.02

Скачать текст статьи