«СТРАШНАЯ ПОРА ПЕРЕЛОМА»: О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КУЛЬТУРЕ

Глебова И.И.

Аннотация

Этот текст возвращает нас к русской революции 1917 г. – к той эпохе, ее мировоззренческим контекстам, ее метафизике. В центре внимания автора – революционные созвучия культурного и социального и политического. Европейская культура 1890–1900–1910-х годов была наполнена «музыкой революции»: потребностью ниспровергать, неприятием авторитетов, традиций, поиском нового (форм, образов, смыслов). В российской культуре, являвшейся в XIX – начале XX в. ярким и динамичным элементом европейского культурного пространства, намерение «преступить», желание радикальных перемен особенно очевидны. В ней всегда были сильны «страсть к разрывам», расколам, нигилистический запал; во многом поэтому переходы в новое историческое качество имели революционный характер. XX век с его новым миром (индустриализма, урбанизма, массовых обществ, революций сознания, образов жизни и образов мыслей), футуристическая культура модерна раскалили эти страсти, спровоцировали новые противостояния. Наиболее опасным автор считает раскол по линии «старое / новое» (а это и есть главный конфликт любой революции) той социальности, что была создана европейской культурной прививкой («Петербург против Петербурга»). И источники этой опасности ищут в пространстве культуры. Определявшие ее в начале XX столетия новаторы- творцы (культурный авангард «новой России» / «новый Петербург») были заряжены на бескомпромиссные поиск, эксперимент, борьбу со всей той «ветошью», что стояла на пути творчества, молодости. «Прошлое – тесно», «только мы – лицо нашего времени» – вот то, что они несли в литературу, искусство, науку. Производимые «детонации» были столь сильны, что не могли не сказаться на политике, экономике, социальной практике. Культурный подъем придал чрезвычайное напряжение конфликтам старых и новых сил, самодержавия («старой» власти) и общества, устремленного к новым социальным горизонтам. Культура и была одним из контекстов русской революции, одной из ее «лабораторий».

Ключевые слова

революция; темпоральные ориентации; модерн; Петербург; общество; творцы; наука; искусство; «новый человек»; свобода.

DOI: 10.31249/rsm/2020.04.05

Скачать текст статьи