МАРГИНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ В МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЯХ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

Щетинина Н.Н.

Аннотация

В 2019 г. со стартом президентской кампании в Украине отмечается осознанный уход кандидатов от обсуждения актуальной общественно- политической повестки. Коммуникационные стратегии ведущих украинских поли- тиков были направлены на создание репутационных рисков для оппонента за счет использования «неджентельменских» методов политической борьбы. Наиболее явными эти тенденции стали в противостоянии двух лидеров предвыборной гонки – Петра Порошенко и Владимира Зеленского. Опыт последних президентских выборов Украины оказался уникален, поскольку в результате был сформирован особый «сниженный», маргинальный политический дискурс. Основной темой дискуссий претендентов на президентский пост стал взаимный компромат, связанный с якобы имеющейся у них обоих алкогольной и наркотической зависимостью. Впервые в истории предвыборных дебатов, участники отказались от телевидения в пользу интернет-трансляций и активно использовали личные аккаунты в социальных сетях. Это давало им большую свободу в высказываниях, выборе соответствующей лексики и провокационных тем публикаций. Подобный способ политической коммуникации сыграл роль катализатора интереса электората к выборам и вызвал взрывной рост политической активности граждан в социальных сетях, преимущественно Facebook. Успех на выборах Владимира Зеленского привел к тиражированию маргинальной коммуникации и активному использованию ее другими политиками. Необдуманные, неподготовленные и провокационные высказывания и поступки стали массовым явлением и сформировали маргинальный образ современной украинской политики. При этом возникает важный коммуникационный эффект: пропорционально увеличению цитируемости этих политиков в социальных сетях и социальных медиа растет негативное отношение к ним со стороны населения. Владимир Зеленский, пришедший к власти в маргинальном политическом контексте, изначально пользовался поддержкой граждан, но в дальнейшем существенно утратил доверие – за первые полгода его работы количество негативных комментариев о нем в Facebook выросло на 50%. Оппозиционные политики имеют возможность заявить о себе, используя тот же инструмент – социальные сети, но при этом противопоставляя себя маргинальной власти как внутри страны, так и на международной арене.

Ключевые слова

маргинализация; политический лидер; Украина; массовые коммуникации; политика в социальных сетях; Владимир Зеленский.

DOI: 10.31249/rsm/2021.01.07

Скачать текст статьи