СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ И РОССИИ

Раренко А.А.

Аннотация

В статье предлагается краткий экскурс в историю вопроса о социальной ответственности бизнеса. Приводятся определения понятия «социальная ответственность бизнеса» и анализируются подходы к изучению данного феномена. Отмечается, что социально ответственное поведение представителей бизнеса возможно рассматривать как в этическом ключе или как концепцию исключительно юридической ответственности, а также как часть стратегической политики организации. Описываются различия между основными национальными моделями социальной ответственности бизнеса: европейской, в том числе скандинавской, американской, смешанной и моделью «бизнес отвечает за все». Подчеркивается амбивалентный характер практик социальной ответственности бизнеса, выявляются их основные функции. Благодаря социальным программам бизнес сокращает затраты организации и риски (экономический фактор), является конкурентным преимуществом (экономический и политический факторы), способствует созданию хорошей репутации организации (политический фактор). Три уровня социальной ответственности бизнеса отражают поведение руководителей бизнеса. Настоящий интерес к проблемам социальной ответственности бизнеса в России обусловлен, с одной стороны, тем, что, согласно Конституции Российской Федерации, страна декларирует себя как «социальное государство» (ст. 7). С другой стороны, концепция социальной ответственности российского бизнеса сегодня все еще находится в процессе становления. При этом в России доминирующей считается олигархическая модель корпоративной социальной ответственности, т.е. субъекты бизнеса самостоятельно определяют меру своей ответственности за социальное развитие общества. На примере ОАО «Российские железные дороги» рассматриваются проявления социальной ответственности организации на современном этапе развития российского общества.

Ключевые слова

социальная ответственность бизнеса; уровни социальной ответственности бизнеса; национальные модели социальной ответственности бизнеса; социальные программы; социальные практики; теория корпоративной социальной эффективности; теория акционерной стоимости; теория заинтересованности сторон; теория корпоративного гражданства.

DOI: 10.31249/rsm/2021.01.14

Скачать текст статьи