ОБРАЗ ИМПЕРСКОЙ РОССИИ В ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ПОЛИТИКЕ ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ НА РУБЕЖЕ XIX–XX вв. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРКЕСТАНСКОГО ОТДЕЛА РУССКОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА)

Закирова М.Х.

Аннотация

Статья посвящена истории развития образовательных программ среднего и высшего образования в Туркестанском крае в конце XIX – начале XX в. в контексте имперской политики России. Методологической основой статьи стала концепция ориентализма Э.В. Саида, которая позволила автору обозначить политику Российской империи в сфере образования в Туркестане в контексте «знание – сила», что в полной мере отражало интересы российского правительства в организации научных исследований, образования и просвещения, а также существенно влияло не только на формирование устойчивой политической и экономической стабильности, но и на зарождение образованной прослойки среди населения. В исследовании анализируются проекты развития школ Н.И. Ильминского, идеи К.П. Кауфмана и Н.П. Остроумова, а также рассматривается деятельность Туркестанского отдела Русского географического общества (РГО). Наиболее важные научные исследования ученых Туркестанского отдела РГО пришлись на имперский период –1897–1917 гг., когда Туркестанским отделом были реализованы обширные проекты в сфере среднего и высшего образования; автор приходит к выводу, что деятельность Туркестанского отдела РГО имела важное значение в реализации образовательных и культурно-просветительских проектов российского правительства в Туркестанском крае, что в итоге способствовало формированию образованного класса, развитию среднего и появлению высшего образования, и в целом благотворно повлияло на формирование общественной жизни Центрально-Азиатского региона.

Ключевые слова

Российская империя; Туркестанский край; образование; просвещение; Русское географическое общество.

DOI: 10.31249/rsm/2021.02.04

Скачать текст статьи