ЛИПОВАНЕ – РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ В РУМЫНИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Биткова Т.Г.

Аннотация

Статья посвящена проблемам сообщества русских староверов в сегодняшней Румынии, а также истории его возникновения и эволюции. Приводится наиболее распространенная версия происхождения термина «липоване», употребляемого только в отношении старообрядцев Румынии и приграничных к ней областей. Выделяются два основных исторических региона заселения русских староверов: Южная Буковина и Северная Добруджа. Получив после 1989 г. официальную регистрацию, Община русских-липован Румынии ведет активную работу по сохранению культурных, религиозных и нравственных традиций дониконианской России, а также содействует научным изысканиям в области истории и культуры липован. Несмотря на сложности во взаимоотношениях Румынии и России, липоване пользуются финансовой поддержкой государства. Их представитель, согласно Конституции, имеет постоянное место в парламенте, в научной среде возникло целое направление исследований, посвященных истории и культуре липован. В статье показано, как противоположные внешнеполитические установки, а также разные оценки Россией и Румынией ряда исторических событий ХХ в. создают диссонанс в публичном самовыражении липован, вынужденных, с одной стороны, проявлять лояльность в отношении официальной политики страны пребывания, а с другой – поддерживать политическую линию российского руководства, ибо Россия воспринимается общиной липован как опора, способная поддержать их древнюю традицию. Отмечается, что липован, как и других малых этнорелигиозных групп, касаются проблемы сохранения традиционной жизни в условиях технического прогресса и глобализации, что приводит к сложностям в адаптации к внешней среде и отрицательно сказывается на сохранении культурных, бытовых и церковных традиций.

Ключевые слова

Румыния; этноконфессиональная общность; липоване; старообрядчество; политика; традиции; церковь.

DOI: 10.31249/rsm/2021.02.14

Скачать текст статьи