ИСЛАМСКИЙ ДИСКУРС В РОССИИ: СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПТЫ

Гасанова М.А., Магомедова П.А.

Аннотация

В статье анализируется специфика формирования и функционирования исламского дискурса в России, выявляются характерные особенности, связанные с полиязычными, полиэтническими факторами, «национальной» интерпретацией ислама, его ролью (отмечается активное проникновение религии в общественную жизнь и усиление ее влияния на политическую сферу). Отмечается, что религиозная лексика значительно расширила русскоязычный дискурс, обслуживающий исламский уклад жизни. Рассматриваются процессы внедрения религиозной лексики в обиходную речь, что обусловлено распространением и укреплением исламского вероучения в России, особенно в таких регионах, как Татарстан и Северный Кавказ; вопросы, связанные с новообразованиями, возникающими от арабизмов в русской разговорной речи и ошибках в употреблении религиозных понятий, вызванных лингвокогнитивными лакунами. Заимствованные религиозные термины описывают реалии, в основ- ном отсутствующие в русской языковой картине мира, поэтому значительная их часть функционирует в виде калек. Они находятся в процессе адаптации, что проявляется в вариативности их написания и произношения. В российском информационном поле наблюдается бытование отрицательных стереотипов о мусульманах. Выявляется не только конфликтный потенциал семантики производных от слова ислам, но и их включенность в большое количество контекста, формирующего негативный образ данной конфессии (согласно анализу данных НКРЯ). Описаны главные религиозные концепты, ключевым из которых выступает концепт вера / иман. Определены его ценностная составляющая, особенности вербализации и роль в русскоязычном исламском дискурсе. Лингвокультурологический анализ ключевых доминант, вобравших в себя представления о качествах истинно верующего человека, выявил соответствие общечеловеческим нравственным идеалам. Специфика «национального» религиозного дискурса заключается в его синкретическом характере, в котором каноны и морально-этические нормы ислама синтезировались с домонотеистическими верованиями.

Ключевые слова

исламский дискурс; Россия; религия; вера; концепт.

DOI: 10.31249/rsm/2023.03.06

Скачать текст статьи