Одним из элементов системы управления национальной экономикой многонационального Российского государства является стратегическое планирование. Законодательно определен перечень документов стратегического планирования, которые различаются по составу элементов и разрабатываются на различных уровнях управления. Ввиду сложного административно-территориального устройства Российской Федерации и масштабов развития экономического программирования наблюдается множественность этих документов. Это осложняет аналитическую деятельность по их реализации и контроль за исполнением национальных проектов и программ. Отсутствуют единые методологические основы и принципы формирования документов стратегического характера. Применяемые при разработке документов стратегического планирования регламенты недостаточно скоординированы по иерархиям управления. Традиционно применяемые в процессе исполнения планов и программ методы и инструменты государственного регулирования не в полной мере отвечают задачам периода интеграционных преобразований. Остро востребованы новшества, соответствующие особенностям современного этапа перехода России к новой модели экономического развития и ускоряющемуся процессу цифровой трансформации. Необходимо упорядочить состав таксономических единиц в системе пространственного управления, выстроить единые методологические основы разработки перечня документов стратегического планирования, утвердить согласованную всеми участниками процесса стратегирования технологию их составления и логику исполнения, сформировать единую информационную базу сбора и обработки необходимых данных, эффективную систему мониторинга и контроллинга, используя достижения цифровизации. Ответственной задачей высшей школы является обновление учебных курсов по экономике России и включение дисциплины «Стратегическое планирование» в учебные планы экономических специальностей вузов, совершенствование теоретических основ и практической подготовки студентов к работе с инструментами стратегического планирования, овладение обучающимися востребованными в профессиональной деятельности навыками и компетенциями (знаниями и умениями) творческой прогнозно-плановой работы.
стратегическое планирование; история развития; нормативная правовая база; цель и средства; векторы и инструменты; экономическое образование; знания и умения.