АФРИКАНСКИЙ РЫНОК ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИИ

Алешковский И.А., Борисенко Е.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е.

Аннотация

В современных геополитических условиях интерес к взаимодействию со странами Африки получил новые импульсы. Ведущие страны активно пытаются обозначить свою позицию на континенте. Экспорт образования и развитие гуманитарных контактов представляется важным элементом международного сотрудничества. Образовательные контакты сегодня приобретают новые формы и используют различные инструменты организации работы. В связи с этим для повышения эффективности реализации экспортного потенциала России важно иметь представление целостной картины предпринимаемых усилий разных стран в продвижении своих языков и образования на Африканском континенте. Целью работы является комплексное исследование имеющихся ресурсов, потенциала и возможностей продвижения русского языка и российского образования в Африке. Исследование охватывает 13 стран Африканского континента, которые характеризуются как дружественные или нейтральные, с которыми РФ активно налаживает экономические и гуманитарные контакты. В исследовании оценены наиболее перспективные направления и формы взаимодействия России с каждой страной по продвижению русского языка и образования, исходя из ее конкретных особенностей и потребностей, а также интересов России в этой стране. Проанализирована конкурентная среда в контексте продвижения российского образования, в том числе программы и инициативы, реализуемые разными странами в сфере образования. По результатам исследования предложены меры по повышению эффективности продвижения российского образования в Африке. Полученные результаты показывают, что России необходимо усилить принимаемые меры по продвижению российского образования в Африке. Вариативность программ и ориентация их на потребности и специфические особенности каждой страны позволят упрочить позицию России на континенте, успешно конкурировать с другими странами и налаживать гуманитарное взаимодействие в интересах мира и сотрудничества.

Ключевые слова

обучение; образование; школа; язык; Россия; Африка; «мягкая сила»; взаимодействие; конкурентная среда; гуманитарные контакты.

DOI: 10.31249/rsm/2024.03.15

Скачать текст статьи